разговор о...

Этика фотожурналиста // 20.07.2011

«Достань фото, остальное не имеет значения» - это девиз сегодняшней печати. Он успел сформироваться в последние десять лет, когда Россия наконец-таки стала свободной страной со свободной прессой. Забыли учесть только самое важное – этическую сторону дела. Оказывается, она играет не последнюю роль в фотожурналистике.

«Этика фотожурналиста» на сегодняшний день является пустым словосочетанием. Несмотря на то, что многие страны закрепили этические представления о пишущих авторах (в их числе и Россия с «Кодексом профессиональной этики журналиста»), кроме общих фраз, которые могут подойти к фотографам, здесь ничего другого нет. Хотя впрочем, до конца не ясна ответственность, за нарушения этической стороны творчества в журналистском труде. Американский кодекс этики журналиста трактует вопрос ответственности с присущей важностью. Западная пресса уже давно ввела понятие «личной ответственности» за любой журналистский материал, причем моральная сторона этой ответственности может создать прецедент бойкота журналисту. Солидарность СМИ, крепкое гражданское общество, например, в США способно лавировать этическими принципами, защищать этику ценой личной ответственности. В России эти принципы и порядок рассмотрения подобных дел отсутствуют или развиты слабо.  Если с журналистским текстом дело обстоит все же достаточно терпимо, то в среде фоторепортеров и бильд-редакторов до сих пор не выявлены «кодексы этики». Текст передает мысль словами, связанными по смыслу предложениями, в которых пояснительная основа – главная деталь материала. С фотографиями сложнее. Они передают образы независимые, иногда случайные и отрывочные, но подчиненные прямо или косвенно статье. В фоторепортаже такой образ, к примеру, имеет момент совершения действия, создается эффект присутствия. Фотоиллюстрация имеет явный текстовый настрой, неразрывна от побочного комментария (или статьи), а поэтому слитна с ним по смыслу. Фотомонтаж – наиболее яркая форма выражения смысла, но он вторичен к фотографии, не реален, хотя, как указывалось, может выдаваться за правду. Этический аспект этих и других жанров фотожурналистики важен даже больше, нежели этическая составляющая статьи. Текст может быть понятен без фотографий, но фотография способна сосредоточить на себе высшую степень ясности, дополнить сюжет или ослабить его. В любом случае, каждая отдельная ситуация предлагает журналистам право выбора и коррекции изображения. Насколько удачными будут эти действия, зависит от их этических представлений.

Этическая проблема появилась с отменой цензуры. В советское время говорить о «слабых» или порочащих фотографиях кого-либо было даже не уместно.

Частная жизнь, а точнее вторжение в нее – больная тема современной журналистики. Она актуальна не только в текстовой информации. Сегодня ни одна статья, описывающая личную жизнь человека не мыслима без фотографий. Самым распространенным способом показать какой-то инцидент является фоторепортаж. Наверно не следует упоминать, что речь идет о современных таблоидах, где «все средства хороши». Фотографы таких изданий не задумываются над этикой своих работ, более того, чаще они работают по прямому заданию и за публикацию отвечают редактора.

Подводя итог, надо сказать, что фотожурналист в большей степени уязвим, чем пишущий автор. Написать правду или неправду можно тайком, не показывая себя в кругу своих героев. Фоторепортер должен работать непременно с людьми и не может сделать изобразительный ряд, например, по телефону. Опасность работы фоторепортера заключается в личном присутствия на происшествии. Он и его фотоаппарат никаким образом не защищены в ситуации социальных катаклизмов, свой журналистский долг фотограф выполняет согласно своим убеждениям. Это образует следующую сентенцию: фотожурналист в гораздо большей мере зависим от этических норм, нежели публицист, готовящий статью. Работа фотожурналиста всегда связана с личными стереотипами и нередко встает в противоречие со служебным долгом. Фотограф должен доказать автору почему именно данное фото должно иллюстрировать его статью, как оно может с ней взаимодействовать.

Таким образом, фоторепортеры и публика находятся по разные стороны баррикад. Их объединяет желание «достучаться» до общества, власти, но разъединяет гораздо большее – социальные мотивы, нравственность и этические представления. Люди требуют совсем не многого – учет их мнения, согласие, но журналистика не может ждать этого согласия, когда материал уже должен быть опубликован, иначе он потеряет актуальность.

Камера фотографа бездумно фиксирует события и явления. Человек, направляющий ее – лицо, ответственное перед тем, что он снимает. Большая часть фотографий показывают не лучшие стороны человеческой жизни. Читатели привыкают к жестокости фотографий, а фотожурналисты вынуждены искать новые способы привлечения внимания. И, тут как нельзя кстати, встает вопрос о личных моральных установках фоторепортера.

Автор: Дарья Искра

Другие статьи
о проекте реклама контакты новости Красноярска PDA